Стр. 5 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

«Мне кажется, что единственное произведение, которое я могу напи­
сать как значительное, нужное людям, — книга о моей собственной жизни».
С помощью этой фразы, записанной Юрием Карловичем Олешей в дневнике
11 ию­ня 1954 г., можно охарактеризовать все его творчество: любое из проза­
ических произведений «короля метафор» отсылает к собственной жизни пи­
сателя, а в целом они составляют его творческую биографию.
Роман «Зависть» (1927), вызвавший ожесточенные споры, но подавляющим
большинством критиков оцененный восторженно, сразу поставил писателя
в ряд лучших советских прозаиков. За «Завистью» последовали ее инсцени­
ровка «Заговор чувств», роман для детей «Три толстяка» и одноименная пьеса,
сборник рассказов «Вишневая косточка», драма «Список благодеяний», «пьеса
для кинематографа» «Строгий юноша». Каждое из этих произведений оказыва­
лось литературным или театральным событием, рождало полемику, приносило
славу. Вершиной ее стало выступление Олеши на Первом съезде советских пи­
сателей 22авгу­ста 1934г., взволновавшее публику. Оно подводило итог прежней
работе и сообщало о созревающих замыслах. И тут Олеша неожиданно — в са­
мом расцвете сил — почти замолчал. Он регулярно помещал в периодических
изданиях статьи и фельетоны, иногда переводы, изредка писал киносценарии,
но ничего подобного прежним книгам, волнующим души и умы, заставля­
ющим отчаянно спорить, уже не создал. Между тем он не исчез — появлялся
в общественных местах, чаще всего в ресторане «Националь», где изрекал остро­
ты, пил коньяк и скандалил. Реплики Олеши расходились по Москве; было из­
вестно, что он сочиняет сразу несколько произведений и ведет откровенный
дневник. Не был писатель и запрещен: издательства и театры заключали с ним
договоры, платили авансы, но так же тщетно ждали рукописей, как напрасно
надеялись вернуть свои деньги те, кто давал Олеше в долг. Шли годы, новых
книг не появлялось, и только в 1956г. вышли в свет «Избранные сочинения»,
где была перепечатана наиболее известная проза писателя и опубликованы вы­
держки из его дневников. С дополнениями дневники были напечатаны уже по­
смертно под названиями «Ни дня без строчки» и «Книга прощания».
Непредвзятое знакомство с фактами жизни Олеши и его сочинениями
(особенно их черновиками) заставляет отчасти усомниться в мифе о нем и как
о жертве тоталитарной системы, и как о недостаточно стойком борце за иде­
алы, не одобряемые этой системой. Все обстояло гораздо сложнее, и, только
распутав загадочный узел жизненных и творческих перипетий писательской
судьбы, мы сможем должным образом понять и по достоинству оценить свое­
образную трилогию Ю. К. Олеши «Зависть» — «Заговор чувств» — «Строгий
юноша», научно подготовленные тексты которой представлены в этом изда­
нии наряду со взглядом на нее современного художника и позицией литера­
туроведов, отраженной в статье, комментариях и краткой хронике жизни и
творчества писателя.
Николай Гуськов, Андрей Кокорин