Стр. 14 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

X
И. А. Некрасова
Гораздо больше сведений сохранилось о скандале, который разразился
на следующий день и взбудоражил весь Париж: двор и город, литературные
круги и особенно духовенство, принявшее на свой счет обвинения в лицеме-
рии. Этот скандал стал началом пятилетней борьбы великого драматурга за
свою пьесу — главной творческой драмы его жизни. К великому сожалению
историков театра, по крупицам собиравших материал о версальской премье-
ре 12 мая, те из современников, кто опубликовал свои суждения о «Тартю-
фе» — враги Мольера, — не видели спектакля (доказанный факт). Но никто
из тех, кто присутствовал на премьере и относился к автору благосклонно,
не оставил даже фрагментарного описания.
Едва ли «Тартюфа» играли в парке под открытым небом, как «Принцессу
Элиды», так как события там разворачиваются в интерьере парижского дома,
а Мольер — об этом необходимо помнить — всегда писал пьесы с учетом
условий их постановки. В Версале представления шли в разных местах. За
день до премьеры «Тартюфа» труппа Мольера исполняла любимую королем
комедию-балет «Докучные» в королевской гостиной, где была оборудована
еще одна сцена. Скорее всего, и новую комедию показали там же — не для
многочисленных гостей празднества, а лишь для избранного круга во главе
с Людовиком XIV, обеими королевами, принцами крови и министрами (не-
которые из них поддержат потом Мольера в борьбе за «Тартюфа»). Это был
почти что закрытый спектакль.
По всей вероятности, замысел новой комедии — высмеять бессовестное
лицемерие святоши, был так или иначе одобрен Людовиком, которого в то
время тревожило отношение духовных лиц из ближайшего круга к его роману
с Луизой де Лавальер. Но никто не предвидел взрыва негодования. Что-то
из показанного на сцене приняла на свой счет королева-мать, в поздние годы
ставшая очень набожной. Она настолько разгневалась, что даже покинула
Версаль, не дожидаясь окончания празднества. Историки не сомневаются,
что именно Анна Австрийская инспирировала травлю автора «Тартюфа» со
стороны тайного, но могущественного «Общества Святых Даров», которому
оказывала покровительство.
Людовик XIV счел за благо отступиться от поддержки Мольера. «Эта
пьеса понравилась его величеству, который высказался о ней в весьма благо-
приятном тоне, что вызвало зависть врагов Мольера, и в особенности группы
святош, — много позднее вспоминал друг Мольера прославленный писатель
Н. Буало. — Господин де Перефикс, парижский архиепископ, возглавил их и
стал говорить королю против этой комедии. Король, на которого было совер-
шено несколько натисков в этом направлении, сказал Мольеру, что не следует
раздражать святош, которые были неумолимыми людьми, и что потому он
не должен исполнять „Тартюфа“ публично. Его величество ограничился тем,
что поговорил с Мольером в таком духе, но не приказал ему уничтожить его
комедию. Поэтому Мольер считал возможным читать ее своим друзьям»*.
* Из бесед Броссетта с Буало // Там же. С. 718. (Эти воспоминания были опубликованы
только в 1702 году.)