Стр. 15 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

11
ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1894 ГОДА
единственная глубокая привязанность — единственный луч жен-
ской нежности, павший на него, — была омрачена тайной, лежав-
шей на их отношениях с Эстер Джонсон, и вызванными этим
трудностями, а главное, тень болезни и страх перед ее неминуе-
мой смертью погружали его в постоянное уныние. И в такой об-
становке, обуреваемый такими чувствами, он создавал свои «Пу-
тешествия Гулливера»; их публикации в 1726 году предшествовала
его последняя поездка в Лондон, а спустя чуть больше года умерла
Стелла.
Каждая строка этой книги несет на себе живой отпечаток глу-
бочайшего чувства Свифта и его saeva indignatio (жестокое него-
дование); для обычного читателя это сводит литературную проб-
лему произведения к особым условиям возникновения книги.
И здесь, в самом деле, есть некоторая неясность. В прежние вре-
мена Свифт, Поп, Арбетнот и Гей запланировали создать серию
очерков, в которых показывались бы капризы и причуды педан-
тичной глупости; воплощением этой глупости должен был стать
персонаж по имени Мартин Скриблерус. После этого возникла
идея создать «Клуб Скриблеруса», который объединил бы неболь-
шой круг избранной публики. Арбетнот практически в одиноч-
ку осилил научную сторону задуманного, и некоторые проекты
он осуществил в «Мемуарах Скриблеруса». «Гулливер», похоже,
был частью общего плана, и именно в этом качестве обсуждал-
ся друзьями. В целом его содержание было давно им известно,
и, несомненно, все они прочти его перед публикацией. Однако
сейчас трудно судить, как «Путешествия» (кроме «Путешествия
в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию») соот-
носятся с общей схемой в том ее виде, в каком она была задумана
изначально.
Еще один вопрос, обсуждавшийся неоднократно: какова доля
заимствованного Свифтом из повествований, которые выстро-
ены по тому же плану? Подобных произведений существует ве-
ликое множество, поэтому ограничимся тем, что назовем здесь
наиболее очевидные образцы, на которые мог ориентироваться
автор. Во-первых, это «Правдивая история» Лукиана, которую
Свифт почти наверняка читал; в ней непосредственная простота