Стр. 21 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

17
вынести под липы мой столик и стул, я пью кофе
и читаю своего Гомера.
Когда я впервые случайно забрел сюда и очу-
тился под липами, деревушка, объятая после-
полуденной тишиною, казалась вымершей. Все
трудились в поле; один лишь мальчуган лет че-
тырех сидел на земле, прижимая к груди другого
малыша, полугодовалого младенца, сидевшего
у него между ног, служа ему как бы креслом.
Тот, несмотря на живость своих черных глаз,
лишь природа бесконечно богата, лишь она од-
на создает великого художника. Можно многое
сказать в защиту правил и законов искусства,
приблизительно то же, что говорится в защиту
общественных правил. Художник, воспитанный
сообразно правилам, никогда не создаст ничего
дурного и пошлого, подобно тому как человек,
сложившийся под влиянием законов и правил
благопристойности, никогда не станет неснос-
ным соседом или записным злодеем; однако ж,
сидел покойно. Я нашел сию картину весьма за-
нятной и, присев на плуг, стоявший напротив,
с превеликим удовольствием запечатлел сцену
братских объятий. Затем присовокупил я к изоб-
раженному ближайшую ограду, ворота сарая и
несколько сломанных тележных колес, все как
было, без всяких прикрас и перемещений, и по
прошествии часа обнаружил, что у меня вышел
очень недурной, ладный и интересный рисунок,
к коему не прибавил я решительно ничего от се-
бя. Это утвердило меня в моем намерении дер-
жаться впредь только натуры. Лишь натура,
с другой стороны, что бы мне ни говорили, пра-
вила неминуемо убьют подлинное чувство нату-
ры и подлинную выразительность! Ты скажешь:
«Чересчур категоричное сужденье! Они лишь
ограждают, подрезывают своевольную лозу»
и т. п. Друг мой, позволь мне прибегнуть к срав-
нению. Тут все обстоит так же, как с любовью.
Вообрази юношу, питающего нежную привя-
занность к девушке, который проводит всякий
день у ее ног, щедро расточает свои силы, еже-
минутно выражая ей свою беззаветную предан-
ность. И тут является некий филистер, человек,